Санкт-Петербург — золотая жила реставрационных работ

Петербург особенный город. Его архитектура завораживает. Трезини, Леблон, Растрелли, Воронихин, Баженов — легендарные зодчие, творившие в этом городе архитектурную магию.

Но время беспощадно. И некогда красивейшие особняки ветшают и смотрят на Неву пустыми глазницами окон. Парадные лестницы, по которым стучали каблучки питерских прелестниц, превращаются в дряхлые развалины.

Но довольно лирики. На самом деле все не так плохо. И даже заброшенные особняки охраняются и ждут своих новых хозяев. Совсем недавно обрело вторую роскошную молодость здание усадьбы Строгановых-Голицыных в Марьино. Теперь это гостиница класса люкс. Но исторические залы практически полностью воссозданы и принимают экскурсантов.

Сейчас ждут своих спасителей-реставраторов два объединенных особняка на Английской набережной: Бетлинга и Челищева. Здесь тоже планируют сделать гостиницу. И новое современное здание уже вовсю строится. Но оно спрятано за фасадами. Особняки — это обременение. Их нельзя разрушить и вместо них построить что-то новое. Их можно только отреставрировать, воссоздав исторические интерьеры.

Реставраторы спешат за лицензией

Строителей найти легко, а вот строителей-реставраторов — целое дело. И зачастую это случается лишь потому, что к работам на таких объектах допускаются только компании, имеющие лицензию министерства культуры.

 

Подлежит лицензированию разработка проектной документации по реставрации, консервации, ремонту, приспособлению, воссозданию и инженерному укреплению объектов культурного наследия, охраняемых государством. Но это еще не все.

Также лицензируется ремонт, реставрация, консервация и воссоздание:

  • внешних и внутренних окрасочных работ;

  • штукатурной отделки, лепного декора, изделий из камня и мрамора;

  • мраморных покрытий;

  • кровельных конструкций;

  • металлических деталей и ограждений;

  • оконных и дверных проемов, рам и металлических деталей;

  • резьбы и любых деревянных деталей декора;

  • ландшафта.

Некоторые адвокатские конторы проводят анализ отказов лицензирующих органов. И самый большой процент получается из-за кадров. А точнее, их отсутствия. Поэтому архитектурные шедевры и Лицензия минкультуры в Спб терпеливо ждут своих реставраторов.

Кадры решают все

Знаменитая фраза И.В. Сталина здесь как нельзя кстати. Давайте разберем типичные ошибки соискателей лицензии, последствия которых могут быть весьма плачевными.

  1. Предоставление несуществующих специалистов. Иногда недобросовестные соискатели назначают работниками своих друзей. Документы о стаже придумываются. Что, собственно, попадает под 327 статью УК РФ — подделка, изготовление и оборот поддельных документов.

  2. Опыт работы и разряд не подтверждены записями в трудовой книжке.

  3. Отправка нескольких пакетов документов. «Давайте подадим здесь, здесь и еще через Иван Иваныча» с министерством культуры не проходит. Наоборот, получив такое количество пакетов, в лицензии просто будет отказано.

  4. Как не странно это прозвучит, но доверчивость тоже может стать роковой ошибкой. Ее обычно совершают компании, которые пытаются получить лицензию в авральном режиме. Им говорят, что сделают за три дня, например. Это заведомая ложь. Лицензия минкульта готовится 45 рабочих дней. Таким образом, в 99% случаев такие сказочные предложения поступают от мошенников, которые забирают деньги и исчезают.

Вот и получается, что правильные управленческие решения и кадровый вопрос становятся немаловажными для соискателя лицензии.

И немного о прибыли

А стоит ли вообще получать эту лицензию? Может, как нибудь без нее? На этот вопрос ответит себе только глава строительной компании. Но только в Санкт-Петербурге Комитет по госконтролю, использованию и охране памятников культурного наследия насчитал около 300 многоквартирных дома, у которых надо отремонтировать, а в случае с центром Питера — отреставрировать фасады.

Программа рассчитана до 2024. Цена вопроса — 17 387 000 000 рублей. А вообще подобных объектов в центре более 8000. Уже приведен в надлежащий вид дворец Юсуповых, принято решение о реставрации дачи Гаусвальд на Каменном острове, в планах дальнейшие работы с фантастическими интерьерами дворца барона Кельха и многие другие проекты. Поэтому иметь лицензию минкульта в Питере не только разумно, но и выгодно.

И однажды парадные входы пустующих сегодня особняков распахнут свои двери для посетителей. Залы наполнит воссозданная современными умельцами роскошь. Сохранение культурного наследия — огромная ответственность перед будущими поколениями. Но еще и прикосновение к истории. И вот уже строители становятся зодчими, творящими магию в современном городе, вооружившись разрешением от министерства культуры.