Санкт-Петербург — золотая жила реставрационных работ
Петербург особенный город. Его архитектура завораживает. Трезини, Леблон, Растрелли, Воронихин, Баженов — легендарные зодчие, творившие в этом городе архитектурную магию.
Но время беспощадно. И некогда красивейшие особняки ветшают и смотрят на Неву пустыми глазницами окон. Парадные лестницы, по которым стучали каблучки питерских прелестниц, превращаются в дряхлые развалины.
Но довольно лирики. На самом деле все не так плохо. И даже заброшенные особняки охраняются и ждут своих новых хозяев. Совсем недавно обрело вторую роскошную молодость здание усадьбы Строгановых-Голицыных в Марьино. Теперь это гостиница класса люкс. Но исторические залы практически полностью воссозданы и принимают экскурсантов.
Сейчас ждут своих спасителей-реставраторов два объединенных особняка на Английской набережной: Бетлинга и Челищева. Здесь тоже планируют сделать гостиницу. И новое современное здание уже вовсю строится. Но оно спрятано за фасадами. Особняки — это обременение. Их нельзя разрушить и вместо них построить что-то новое. Их можно только отреставрировать, воссоздав исторические интерьеры.
Реставраторы спешат за лицензией
Строителей найти легко, а вот строителей-реставраторов — целое дело. И зачастую это случается лишь потому, что к работам на таких объектах допускаются только компании, имеющие лицензию министерства культуры.
Подлежит лицензированию разработка проектной документации по реставрации, консервации, ремонту, приспособлению, воссозданию и инженерному укреплению объектов культурного наследия, охраняемых государством. Но это еще не все.
Также лицензируется ремонт, реставрация, консервация и воссоздание:
-
внешних и внутренних окрасочных работ;
-
штукатурной отделки, лепного декора, изделий из камня и мрамора;
-
мраморных покрытий;
-
кровельных конструкций;
-
металлических деталей и ограждений;
-
оконных и дверных проемов, рам и металлических деталей;
-
резьбы и любых деревянных деталей декора;
-
ландшафта.
Некоторые адвокатские конторы проводят анализ отказов лицензирующих органов. И самый большой процент получается из-за кадров. А точнее, их отсутствия. Поэтому архитектурные шедевры и Лицензия минкультуры в Спб терпеливо ждут своих реставраторов.
Кадры решают все
Знаменитая фраза И.В. Сталина здесь как нельзя кстати. Давайте разберем типичные ошибки соискателей лицензии, последствия которых могут быть весьма плачевными.
-
Предоставление несуществующих специалистов. Иногда недобросовестные соискатели назначают работниками своих друзей. Документы о стаже придумываются. Что, собственно, попадает под 327 статью УК РФ — подделка, изготовление и оборот поддельных документов.
-
Опыт работы и разряд не подтверждены записями в трудовой книжке.
-
Отправка нескольких пакетов документов. «Давайте подадим здесь, здесь и еще через Иван Иваныча» с министерством культуры не проходит. Наоборот, получив такое количество пакетов, в лицензии просто будет отказано.
-
Как не странно это прозвучит, но доверчивость тоже может стать роковой ошибкой. Ее обычно совершают компании, которые пытаются получить лицензию в авральном режиме. Им говорят, что сделают за три дня, например. Это заведомая ложь. Лицензия минкульта готовится 45 рабочих дней. Таким образом, в 99% случаев такие сказочные предложения поступают от мошенников, которые забирают деньги и исчезают.
Вот и получается, что правильные управленческие решения и кадровый вопрос становятся немаловажными для соискателя лицензии.
И немного о прибыли
А стоит ли вообще получать эту лицензию? Может, как нибудь без нее? На этот вопрос ответит себе только глава строительной компании. Но только в Санкт-Петербурге Комитет по госконтролю, использованию и охране памятников культурного наследия насчитал около 300 многоквартирных дома, у которых надо отремонтировать, а в случае с центром Питера — отреставрировать фасады.
Программа рассчитана до 2024. Цена вопроса — 17 387 000 000 рублей. А вообще подобных объектов в центре более 8000. Уже приведен в надлежащий вид дворец Юсуповых, принято решение о реставрации дачи Гаусвальд на Каменном острове, в планах дальнейшие работы с фантастическими интерьерами дворца барона Кельха и многие другие проекты. Поэтому иметь лицензию минкульта в Питере не только разумно, но и выгодно.
И однажды парадные входы пустующих сегодня особняков распахнут свои двери для посетителей. Залы наполнит воссозданная современными умельцами роскошь. Сохранение культурного наследия — огромная ответственность перед будущими поколениями. Но еще и прикосновение к истории. И вот уже строители становятся зодчими, творящими магию в современном городе, вооружившись разрешением от министерства культуры.