Георгий Погиблов: от массового производства к массовой индивидуализации
Нестабильность, непостоянство – имя современному миру потребителей. Что делает производителя заложником клиента, изо всех сил пытающегося выделиться. Эпоха массового производства меняется под влиянием адаптации товара под определенного потребителя.
Чтобы найти покупателя, теперь продукция должна подвергаться изменениям в соответствии с требованиями заказчика. Эти требования могут выражаться в усложнении, дополнении какими-то функциями, отдельными компонентами.
– От этого зависит, будет ли в дальнейшем компания процветающей или разорится. – . Генеральный директор ITC-Electronics Георгий Семенович Погиблов рассказывает, – Сегодня у людей появились новые предпочтения: еще в прошлом веке главной тенденцией было стремление «быть как все», теперь они готовы платить за вступление в клуб «массовой кастомизации». Термин кастомизация как раз и объясняет последние веяния в области производства и его индивидуализации.
Итак, перед производителями стоит задача с наименьшими издержками добиться удовлетворения индивидуальных запросов потребителей и добиться эффективной деятельности компании. Наиболее успешными считаются те, кто пользуется модульным методом в оказании услуг и производстве товаров. Массовая продукция представляет собой заготовку, которую путем различных добавок предстоит выпустить во множестве вариантов. Это дает преимущество на рынке тем компаниям, которые готовы менять свой продукт так, как спрашивает клиент. Каждому клиенту предлагается множество вариантов.
Вариант – дело индивидуального выбора потребителя. Товар, предназначенный для него, приобретает оригинальные свойства, соответствующие всем запросам. Низкая цена в сочетании с высокой степенью гибкости обеспечивает множество вариантов и любые комбинации. «Скорость в решении производственных задач влияет на развитие бизнеса», – отмечает Георгий Погиблов.
В передовых рядах индивидуализации оказалась реклама, раньше других перешедшая в клуб массовой кастомизации. Однако очевидно, что утверждение, будто это необходимо всем отраслям экономики, будет преждевременным. А вот компании , бизнес которых определяет массовый потребитель, как раз руководствуются принципом массовой кастомизации. Это IT-компании, компании ритейлеры.
Как только компания получает утверждение очередного заказа, начинается его размещение. Сырье поступает из одной страны, в другом государстве его обрабатывают, третий участник поставляет запасные части и детали, конечную сборку производят там, где дешевле всего рабочая сила. До того, как приступить к размещению, выполняется эскизы, утверждаются базовые характеристики и анализируются мировые рынки. Так определяется стоимость продукта, который предстоит произвести в лучшем сочетании цены и качества.
Многофункциональным компаниям удается выполнять многовариантные сложные заказы по индивидуальным предпочтениям в короткие сроки благодаря их особенному бизнес-устройству. Подразделение бизнеса на множество мелких подразделений, каждое из которых географически привязано к своим территориям. В каждом подразделении существует свое разделение по интересам. Направления закупки, техподдержки, транспорта и другие обеспечивают необходимую гибкость.
Яркий пример кастомизации дает индустрия одежды. Не только выпуск одежды одного модельного ряда мелкими партиями, но и предоставление таких услуг, как изменение уже готовых нарядов. Это может быть дополнение выбранного наряда аксессуарами, аппликацией или вышивкой по собственному эскизу. Цена остается более чем доступной или по крайней мере вполне доступной при максимальной персонификации.
Директор ITC-Electronics Георгий Погиблов
Новая тенденция опробована и в производстве мобильных телефонов, компьютеров. Можно подобрать «начинку» в соответствии со своими предпочтениями, а также заказать корпус по своему рисунку. Это касается корпоративных заказов, когда компании утверждают свой фирменный стиль и наносят логотип на выбранный товар. Массовая кастомизация становится принципом деятельности производителей товаров для дома, мебели, компьютерных игр.
Дороже эти услуги обходятся при производстве автомобилей, но успешные действия компаний доказывают, что и в этой отрасли намеченная тенденция становится популярной. Индивидуальные запросы клиента чаще встречаются в области организации отдыха и туризма. Здесь на плаву оказываются фирмы, учитывающие запросы потребителя, особенно, если будущий турист не может четко сформулировать предпочтения. Дайвинг, дискотека, отдых семьей – эти предложения родились в результате опроса клиентов. Привлекательность этим предложениям придает разделение ценовой политики: бюджетные варианты, дорогие или классика.
Без ошибок при переходе к массовой индивидуализации не обойтись. Пробовать, опрашивать потребителя, анализировать – современная политика в области массовой кастомизации. Получить результат, быстро отреагировать на ситуацию – единственно возможный путь для тех, кто готов адаптироваться в интересах клиента в этом стремительно меняющемся мире. Происходит следующее: выполнен индивидуальный заказ, клерки трудятся над отчетами, а потребитель запрашивает следующие изменения. В таком случае, на коне все равно окажется тот, кто не устанет от этой стремительности. Похоже, производителя настигает эпоха сервиса, пришедшая на смену эпохе товара. И это станет условием выживания.
Статьи по теме: