Ученые сделали еще один шаг на пути замены платины в катализаторах
Исследователи из Принстонского университета создали новый, дешевый материал, который может использоваться в реакциях получения водорода с эффективностью в две трети от платинового катализатора. Правда, речи (пока, во всяком случае) о промышленном производстве не идет.
Основная проблема отказа от ископаемых видов топлива состоит в том, что им не существует действительно дешевой и доступной замены. Учеными был предложен вариант использования топливных элементов на водороде, но для получения электричества в таких системах требуется специальный катализатор. На эту роль как нельзя лучше подходит платина и ее сплавы, но из-за редкости данного металла и его дороговизны о массовом производстве автомобилей с водородными топливными элементами можно забыть. Именно поэтому поиски замены платиновым катализаторам происходят в лабораториях по всему миру.
В США в Принстонском университете был создан особый материал, содержащий в основе гафний. По сути это оксигидроксид гафния, только обработанный азотной плазмой с целью добавления в материал атомов азота. В итоге на поверхности образовалась пленка, которая и играет роль высокоактивного катализатора, примерно на треть уступающего платине по эффективности, но несравнимо дешевле последней по стоимости. К сожалению, процесс получения той самой пленки (при обработке плазмой) доступен лишь в лабораторных условиях, и о его повторении в промышленных масштабах речи не идет. Тем не менее ученые, которые уже пытаются вместо гафния использовать цирконий, подтолкнули своих коллег к более активным поискам дешевых альтернатив платине.