История автостекол: от первых автомобилей до современных решений

История автостекол: от первых автомобилей до современных решений

Совершенствование различных узлов и агрегатов обеспечивает непрерывную эволюцию автомобиля, тем самым повышая не только технические характеристики, но и увеличивая комфорт и безопасность водителя и пассажиров. Автомобильные стекла защищают салон от ветра, осадков, пыли, грязи, мелких камней, ультрафиолетовых лучей, дают возможность организовать внутри транспортного средства оптимальный микроклимат. С течением времени автостекла приобретают все более высокие защитные свойства, позволяющие значительно повысить круговой обзор, исключить риск получения травм при аварии и обеспечить комфорт во время поездки.

История лобовых стекол

История развития

На заре автомобилестроения стекла на транспортных средствах отсутствовали из-за невысокой скорости, а водитель и пассажиры надевали защитные очки. По мере внедрения инновационных технологий увеличивалась скорость авто и открытый салон стал представлять опасность. В начале XX века автомобили начали оснащать стеклами, которые вставлялись в металлические рамы. Функциональные конструкции защищали от:

  • встречного ветра;
  • пыли и грязи;
  • атмосферных осадков;
  • песка и мелких камней.

В 1910 году таким способом защищала свои авто компания Cadillac, которая устанавливала ветровые стекла, изготовленные методом закаливания. Стекло отличалось высокой прочностью, но было хрупким и при аварии разлеталось на множество мелких осколков.

Изобретателем безопасного стекла считается французский химик Эдуард Бенедиктус, который в 1903 году проводя химические опыты в своей лаборатории уронил колбу. На удивление, стекло колбы не разбилось, а покрылось сетью мелких трещин, сохранив свою форму. Оказалось, что внутренняя поверхность химической посуды была покрыта слоем нитрата целлюлозы. В 1909 году Эдуард Бенедиктус получил патент на свою разработку и с тех пор, стекло стало именоваться «триплекс», присвоив термин из названия компании French Societe du verre Triplex, купившей права на новый материал.

История развития автостекол

Современная технология «триплекс»

Повсеместное внедрение триплекса на свои автомобили обеспечил известный американский промышленник Генри Форд в 1929 году, после аварии с участием своего друга, получившем травмы от разбившегося стекла. Но стекло, имевшее слой из нитрата целлюлозы, со временем желтело из-за воздействия ультрафиолетовых лучей. Поэтому, для склеивания применяли сначала ацетат целлюлозы, а после – винилитовую пленку, изобретенную в США. Сам термин «триплекс» произошел от латинского слова triplex – тройной и подразумевает многослойное стекло с наличием трех слоев: двух органических или силикатных и одного из полимерной пленки. При сильном ударе осколки не разлетаются, а остаются в стекле в виде скола или трещины. Данная технология позволяет повысить безопасность водителя и пассажиров, продолжить движение до безопасного места.

В современном производстве автомобильных стекол применяется незакаленный силикатный материал. Хотя «триплекс» с применением двух слоев закаленного стекла гораздо прочнее, но такой продукт имеет один существенный недостаток: во время удара ветровое стекло полностью теряет свою прозрачность из-за образования многочисленных трещин по всей площади. В настоящее время в ветровые и задние стекла внедряются нити обогрева, на переднее стекло проецируются показания приборов и камер слежения. В слой стекла может добавляться краситель для защиты глаз водителя, стекло может иметь зеркальную наружную поверхность, иметь повышенные шумопоглощающие свойства или затемняться, в зависимости от величины освещения (электрохромное стекло).