Дислексия: причины развития, методы диагностики и способы коррекции
У некоторых детей проявляется расстройство навыков чтения слов и текстов. Оно связано с недостаточным развитием определенных психических функций. Ребенок с трудом распознает графические знаки, поэтому ему сложно устанавливать смысл предложений. Расстройство чтения диагностируется почти в 10% школьников младших классов. Раннее выявление проблемы позволяет максимально точно выбирать и применять методы коррекции патологии.
Основные виды дислексии
В Центре Дислексии Татьяны Гоугадзе дислексия классифицируется как литеральная и вербальная. Можно выделить следующие виды патологии, связанные с определенными особенностями расстройства:
- фонематическая;
- семантическая;
- аграмматическая;
- мнестическая;
- оптическая:
- тактильная.
Фонематическая – это наиболее популярная форма дислексии. Она представляет собой следствие недостаточного анализа восприятия звуков. При наличии семантических расстройств ребенок понимает слова, не связывая их с текстом. Аграмматическая патология предусматривает ошибки при составлении предложений. Мнестические нарушения вызваны недостаточным функционированием слухоречевой памяти. При оптической дислексии у детей формируются неправильные представления о последовательности чтения слов. Тактильные проблемы характерны для малышей с недостаточным уровнем зрения.
Методы определения дислексии
В Центре Дислексии Татьяны Гоугадзе для детей, у которых подозревается дислексия диагностика проводится различными способами. При этом осуществляется профессиональное логопедическое обследование. Оно состоит из определения навыков чтения, возможностей письма и устной речи. Специалисты занимаются сбором анамнеза, а также устанавливают особенности формирования речевой функции. Важное значение имеет диагностика письменной речи. Дети также проходят офтальмологическое обследование и получают консультацию у врача-отоларинголога. Это помогает определить уровень состояния органов слуха и зрения.
Известными отечественными логопедами разработаны способы нейропсихологического обследования детей. С их помощью можно установить наличие патологии на раннем этапе. Выбор лечебной методики зависит от уровня развития и формы нарушений. В процессе коррекции дислексии усовершенствуются навыки чтения. Применение специальных программ позволяет формировать правильные фонематические навыки, улучшать память, увеличивать словарный запас детей.
По материалам сайта https://dyslexia.ru/