Генеральный конструктор ОАО «АМНТК «Союз» Мкртич Окроян Окроевич заявил, что сфера строения авиадвигателей нуждается в прорыве

Мкртич Окроян уже на протяжении двадцати лет занимает должность генерального конструктора АМНТК «Союз», многолетний опыт позволяет ему точно определить, какие именно меры позволят обеспечить сферу российской авиации лучшими двигателями.

Для конкуренции в XXI веке недостаточно использовать то интеллектуальное и технологическое наследие, которое осталось после СССР. АМНТК «Союз» был создан в 1943 году. Данная производственная площадка изначально функционировала в качестве предприятия, основным направлением деятельности которого является разработка и последующий выпуск двигателей, предназначенных для авиации. Более 75% авиационных двигателей, которые когда-либо производились России, являются детищами КБ «Союз».

Предприятие и сегодня продолжает соответствовать статусу мирового рекордсмена в деле разработки силовых установок.

Генеральный конструктор Мрктич Окроян говорит о том, что те достижения, которые имели место в советские времена, до сих пор играют важную роль в деятельности предприятия, но этого наследия не хватит для того, чтобы на современном рынке стабильно представлять конкурентоспособную продукцию, обладающими всеми характеристиками, необходимыми для так называемого коммерческого соперничества с разработками конкурентов.

В современном мире имеет место весьма активное развитие таких сфер, как электроника, технологии беспилотного управления. Генеральный конструктор отмечает, что в текущих реалиях особое значение имеет межотраслевая интеграция, которая необходима не только для поддержания приемлемого уровня конкурентоспособности, но и для дальнейшего укрепления обороноспособности страны.

Как сообщают «Аргументы и Факты», разработка авиационных двигателей представляет собой достаточно сложный, наукоемкий процесс. Мкртич Окроевич говорит о том, вплоть до прошлого года отечественным авиастроителям удавалось удовлетворить потребности экономики страны, перед которой поставлены задачи модернизации, в частности военно-промышленного комплекса, но сейчас возникли трудности. Дело в том, что в настоящее время основным направлением работы отечественных конструкторских бюро является модернизация уже существующих разработок, а создание принципиально нового продукта является сейчас практически невозможным, поскольку отсутствует необходимые для прорывных толчков в развитии компетенции.

Серийные заводы, занимающиеся выпуском усовершенствованных советских двигателей 1970/80-х годов, сегодня теряют прибыли. Их продукция с точки зрения основных параметров оценки производительности представляет собой отработанный материал. Ситуация ухудшается, эта тенденция будет только продолжаться и шириться в масштабах негативных для производителей проявлений. Страна нуждается в прорыве в сфере двигателестроения.

Весьма интересные разработки могут предложить военным маленькие компании, но и им нужно учиться не модернизировать то, что уже придумано другими, а создавать новое. Такого мнения придерживается Мкртич Окроян. 

В начале 1990-х годов отечественные конструкторы создали целый ряд прототипов двигателей, которые так и не пошли в производство. Причиной тому стали не самые благоприятные политические процессы, а также весьма сложное положение дел в сфере экономики.

Мкртич Окроян, который пришел на «Союз» в начале текущего века, застал легендарное предприятие, созданное в годы Великой Отечественной войны, в сложном положении. Заказы, представляющие собой основной катализатор производственной активности, отсутствовали. Заработная плата существовала лишь в виде начислений на бумаге, превращающихся во всё большую и большую задолженности, а коллектив в те времена оказался на верном пути к распаду. К счастью, предприятие удалось сохранить. Для этого пришлось приложить серьезные усилия. Но разработки, созданные в тот мрачный период, так и остались проектами, не дождавшимися практической реализации. Хотя эти разработки являются прогрессивным, поскольку их характеристики до сих пор остаются актуальными с точки зрения уровня развития технологий в сфере.

«АМНТК «Союз» никогда не занимался модернизацией. Во все времена предприятие решало новые задачи, задачи текущего дня.

Мкртич Окроян уже много лет руководит Балашихинским литейно-механическим заводом — ведущим предприятием отечественной авиационной отрасли. В Балашихе при его руководстве возродилось производство широкого спектра авиационных колёс.

Сегодня конструкторский портфель АМНТК «Союз» включает в себя модельные ряды малоразмерных, двухконтурных двигателей, позволяющих придавать самые передовые характеристики самолетам типа ТУ, ИЛ-112, ИЛ-114. Эти моторы по мощности на 20-30% превосходят те, которые сегодня считаются лучшими. Мкртич Окроян заявил, что для запуска производства двигателей нужно увязывать создать одну вертикаль бюро и сборочной линии. 

Среди наиболее интересных для отечественных авиастроителей двигателей «Союза», которые можно будет запустить в серию, являются моторы для вертолётов с мощностью, в 1,5-2,5 раза превосходящей имеющиеся сегодня образцы, моторы для среднемагистральных воздушных судов. А разработанный в 2000-х годах газогенератор мощностью 30 МВт с КПД 38% до сих пор не имеет аналогов в России.

Мкртич Окроян говорит, что для успешной реализации имеющегося потенциала нужно на государственном уровне принять меры поддержки отрасли. В данном случае речь идет о финансовых поступлениях. Для запуска производства передовых двигателей необходимо серьезно проработать вопросы производства, электроники и управления, создать на них электронно-цифровую систему управления с полной ответственностью, а также применить гибридный подход.

Мкртич Окроян считает, что нужно сосредоточиться на выпуске продукции спрос на которую не будет подвержен негативным влияниям потрясений в сфере экономики и политической отрасли.