Забытые старики. К чему могут привести слова Путина о реформе НКО и волонтерстве?

Забытые старики. К чему могут привести слова Путина о реформе НКО и волонтерстве?

Послание Владимира Путина Федеральному собранию породило волну радости у различных волонтеров – президент поручил развивать деятельность некоммерческих организаций (НКО) в социальной сфере. Многие сразу же начали представлять, как государство начнет платить сердобольным девочкам, помогающим одиноким старушкам, и все многочисленные фонды расцветут еще сильнее, чем сейчас. Скорее всего, авторы данной реформы и президенту нарисовали подобную картину. Но реальность зависит не от того, что заявлено авторами реформы, а от того, как эта реформа будет реализована. Так что давайте проанализируем факты.

Что есть сейчас? В каждом муниципалитете существует казенное (т.е. принадлежащее государству) учреждение, оказывающее социальные услуги населению. В эти услуги входит много чего, начиная от "сходить в магазин за продуктами", заканчивая "принести воду из колодца". На все эти услуги установлены тарифы, регулируемые государством.

Что произойдет? От всех казенных учреждений отделятся НКО, непосредственно занимающиеся оказанием услуг населению. Услуги и сотрудники останутся теми же.

Какие будут последствия?

Для всех: 
Судя по тому, что Путин обращался и к губернаторам, платить будут регионы. Надо сказать, что платят они и сейчас. Но вот сократить расходы на НКО гораздо проще, чем на казенное учреждение. Поэтому регионы при первой же возможности начнут эти расходы резать, либо же финансировать в последнюю очередь. Чтобы все выглядело чинно, это будет обставляться как оптимизация. Например, благотворительные фонды собирают пожертвования, вот и новые НКО пусть 30% от расходов собирают так же. Это заложат в бюджет и общие расходы на социалку не уменьшатся, вот только 30% (или 90, как регион решит) будут виртуальными. После майских указов президента регионы отлично научились снижать расходы на образование, но при этом отчитываться о его бурном развитии и росте зарплат.

Для крупных городов:
В крупных городах с этими НКО смогут конкурировать благотворительные организации. Правда, скорее всего для этого этим организациям придется оформить ворох бумаг, так как официальная конкуренция потребует исполнения большого количества требований. Это усложнит жизнь благотворителей, но позволит им получать деньги от государства. Очень большой вопрос, стоят ли эти деньги новых юридических трудностей. Именно поэтому Путин и делал акцент на том, чтобы не задавить НКО бюрократией.

Для малых городов и сел:
В России около 2000 сельских муниципалитетов. Фактически в каждом из них НКО, созданные из казенных учреждений, будут монополистами на этом рынке, как и раньше. Поэтому для большей части территории России изменений к лучшему ждать не стоит. А вот рисков появится много:

Злоупотребления. Контроль за руководством НКО не такой строгий, как за казенными учреждениями. Очень быстро начнутся начисления неадекватно высоких зарплат руководству НКО. Это даже не будет считаться нарушением, имеют полное право распоряжаться деньгами как считают нужным. Фиктивный найм родственников и друзей процветает и в казенных учреждениях, в НКО он, скорее всего, упростится и станет более массовым. Ну и конечно приписки, оказание услуг на бумаге. Проверить, сколько раз возили продукты в отдаленное село практически нереально даже через несколько месяцев.

Снижение качества услуг. Во-первых, сэкономив на качестве, руководитель может официально получить эти деньги в виде зарплаты. С учетом того, что организация будет в муниципалитете одна, повышение качества не даст руководству НКО никаких премий, а вот понижение даст реальные деньги. Во-вторых, в каждой новой НКО появятся как минимум директор, бухгалтер, юрист и кадровик. В небольших муниципалитетах 4 новых сотрудника с высокими по местным меркам зарплатами (а они будут высокими, это же все начальственные должности) – это очень большая финансовая нагрузка на организацию. Придется экономить – сокращать сотрудников, выполняющих работу непосредственно с населением, ну и снижать качество.

Так что общее впечатление от проводимой реформы двоякое. С одной стороны, крупные существующие фонды смогут охватить больше людей качественной помощью. С другой стороны, существуют тысячи небольших районов с вымирающими деревнями. Там реально много одиноких стариков, нуждающихся в помощи. И есть серьезные сомнения, что столичные фонды смогут с ними массово работать. Зато имеющаяся схема работы в этих районах может сильно ухудшиться.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Источник фото: http://naturalworld.altervista.org/

загрузка...

Мнения

Авторская колонка

Показать все пункты Скрыть все пункты

Анатолий Лёвин

Блогер-эколог, природоохранник и экопросветитель.

Публицист - занимаюсь популяризацией естественнонаучных знаний. Люблю много знать - и вам настоятельно рекомендую!