Топ-10 полиграфических терминов простым языком
Задумывались ли Вы о том, что уже были когда-то печатником? Нет, в данном случае речь не про реинкарнацию. Каждый из нас так или иначе взаимодействовал с принтером или бумагой, делая то же самое, что и профессионалы. Процессы печати часто скрыты от глаз обывателей за ее продукцией. Однако, если попытаться вникнуть в нее, то можно обнаружить гигантское количество сходств со смежными сферами — дизайном, колористикой, множеством прикладных знаний, механикой. Потому, слушая полиграфистов, как и иных представителей авторитетных и квалифицированных профессий, складывается впечатление, что они говорят на каком-то совсем непонятном и странном языке. Однако это не совсем так. За потоком непонятных слов скрываются простые понятия. Этот топ позволяет заглянуть за границу этого таинственного, полного мажущей краски и химических запахов, мира.
1. Препресс.
Препрессом называют проверку мастером готовности макета к печати. Почти никогда проект не может быть сразу запущен в тираж без потери качества. Для того, чтобы не нарушить технологии производства и получить качественный продукт, специалист проводит ряд тестов, направленных на то, чтобы не допустить порчи графического материала, на проверку соответствия цветов и материалов. Такого рода тестирование необходимо для того, чтобы краски и материал, на который они нанесены, хорошо гармонировали. Препрессу уделяют много внимания при обучении дизайнеров, так как это позволяет улучшать качество итоговых макетов.
2. Сколачивание бумаги.
“Сколачиванием” называют специальную подготовку бумаги к загрузке в печатную машину. Сколачиванием занимался почти любой, кто работал с документами или с небольшими принтерами. Часто края бумаги выступаю из пачки, и постукиванием разных ее сторон о стол, она приводится в порядок. Этот процесс и называются “сколачиванием”. Тем не менее, в полиграфии не используют такой метод — он слишком вредит бумаге. В типографиях учатся сколачиванию таким образом, чтобы не допустить брака — побитых краев или трещин на листе. Хороший помощник печатника умеет быстро "сколотить" бумагу и подготовить ее к печати. Каждая типография внимательно следит за данным производственным процессом.
3. Самонаклад.
Самонакладом называют специальную машину, которая загружает в печатную машину бумагу автоматически. Самонаклады бывают нескольких типов, каждый из которых можно охарактеризовать последовательностью подачи листов. Это аналог специальных машин на других производствах, которые автоматически подают, например, пластик в пресс для производства форм.
4. Вылеты на обрез.
Этим термином называют расширение фона макета на несколько миллиметров за его край для того, чтобы при “обрезе лишнего” не был задет продукт. Еще это называют “выпуском за обрез”.
5. Вектор и растр.
Вектором или иногда лучом называют линию, которая формирует детали рисунка. Векторный рисунок состоит из большого количества простых фигур и кривых, которые позволяют его легко масштабировать и работать с ним. Векторный макет называют “макетом кривых”. В свою очередь растр — это множество точек, формирующих изображение. От их количества точек зависит итоговое качество. Для каждой типографии принципиально важно различие этих двух видов изображения по своим качествам. Векторное изображение можно увеличивать во много раз и при этом качество изображения не пострадает, так как в его основу заложена математическая модель. Растровый же рисунок при большом увеличении покажет квадраты. Именно поэтому при печати на больших форматах очень важно проверять исходное качество растровых изображений.
6. Пантон (Pantone) и CMYK.
“Цветовой моделью Пантон” называют систему определения цвета. Каждой краске присваивается числовое наименование, а затем составляется специальный каталог, показывающий то, как себя будет вести этот цвет на разных материалах. СМУК, в свою очередь, это схема формирования цвета. Она основывается на четырех основных цветах, из которых при смешивании получают остальные. Это голубой, пурпурный, желтый и черный (Cyan, Magenta, Yellow and Black).
7. 4+0, 4+4, 1+0, 1+1.
Эти, как кажется, бессмысленные цифровые сочетания скрывают под собой очень важные параметры. А именно то, как будет напечатан проект. 4+0 — полноценная односторонняя печать. 4+4 — полноцветная двухсторонняя печать. 1+0 — печать одним цветом с одной стороны. 1+1 — печать одним цветом с двух сторон.
8. Растискивание.
Этим термином называют различие в площади макета и готовой продукции. Точка в макете и на готовой продукции может быть шире, чем планировалось. Растискивание присуще всем печатным машинам и часто является незаметным. Подобное происходит и на заводах, где при штамповке готовый товар слегка меньше или больше планируемого, оставаясь при этом в рамках определенной погрешности.
9. Метамерность цвета.
Метамерностью (или метамерией), называют иллюзию, при которой два образца разного цвета при освещении кажутся одинаковыми. Это тесно связано со строением человеческого глаза, которому требуется хорошая освещенность, чтобы обнаружить разницу. Так, например, во тьме ночи синие и темно-синие шторы нам кажутся одинаковыми. В типографиях следят за тем, чтобы было хорошее освещение, иначе при выпуске тиража можно допустить гигантскую ошибку, которая приведет к большим издержкам, связанным с перевыпуском товара.
На изображении ниже показано явление, возникающее, когда два цвета соответствуют друг другу под одними условиями освещения, но отличаются, когда освещение меняется.
10. Симультанный контраст.
Бывает так, что человеческий глаз, рассматривая один из цветов, сам достраивает контраст. Как на примере ниже видно, что желтый на фоне высветляет серый. Таково свойство нашего глаза, которое осознали еще художники древности, и вокруг которого было построено очень много законов живописи и дизайна. Оно-то и заключается во влиянии окружающих красок на созерцаемое. Эти же краски выстраивают настроение самой картины.
Обратили ли вы внимание на то, как много известных, простых и понятных сфер взаимодействия у полиграфии? Сколько терминов вы узнали по описанию?