Рукопашный бой против авиаобстрелов: за счёт чего побеждают в фильме Евгения Пригожина «Лучшие в аду»?

Вышедший этой осенью фильм Евгения Пригожина и Алексея Нагина «Лучшие в аду» ошеломил зрителей количеством перестрелок, обилием артиллерийских установок и тем, как похожи противники, готовые в своём стремлении к победе идти до самого конца.

Военная драма рассказывает о группе ЧВК, которой поставили задачу захватить высотное здание, которое обороняет большое количество противников. Решить вопрос сходу не получилось: парни в камуфляже с жёлтыми повязками намертво вцепились в то, что считают своим, и отдавать парням с белыми повязками по доброй воле не хотят. Приходится вызывать на подмогу танки и БМП. Обилие дронов в воздухе позволяет быстро реагировать на появление тяжёлой техники, и вот уже издали идёт работа мощных миномётов, которые не дают голову поднять даже под прикрытием брони. Но и «белые» мириться с чужой артиллерией не намерены, у них хватает мощи, чтобы стереть с лица земли любую батарею. Каждый новый эпизод знакомит зрителя с современным оружием и тем, насколько в достижении цели важна верная стратегия. Такого изобилия оружия не было ни в одном российском фильме, даже съемочная группа «Лучших в аду» не сразу разобралась в арсенале.

— Если со стрелковым оружием я раньше сталкивался, то с артиллерией не был знаком, — признался режиссёр картины Андрей Батов. — А в фильме её очень много. Для меня стала большим опытом работа со всеми видами боевого вооружения. Впервые в жизни я снимал танковый бой, впервые в жизни я снимал работу артиллерийских батарей. Это накладывало определённую ответственность и требовало повышенных энергозатрат. Пришлось пересмотреть много хроники, общаться с консультантами. Подготовка была плодотворная, тщательная, кропотливая, по десять раз проходили одни и те же сцены, раскадровывали, разрисовывали, постоянно сравнивали. Меня больше всего впечатлили 152-мм гаубицы. Они чем-то напоминают драконов, извергающих пламя.

Несмотря на ассоциации с драконами, фильм ни капли не напоминает фэнтези. Это жесткий и динамичный боевик, спецэффекты которого порадуют любителей экшенов. Максимально реалистичное кино даёт исчерпывающую картину того, как ведутся современные боестолкновения. Причём современные – это вопрос не последнего десятилетия. По сути, авторы сняли реконструкцию боя, случившегося за несколько месяцев до выхода «Лучших в аду». Недаром одним из сценаристов выступил штурмовик ЧВК «Вагнер» Алексей Нагин, он смог рассказать настоящую историю бойца. К сожалению, увидеть, как она выглядит на большом экране, соавтор «Лучших в аду» не успел. Алексей Нагин погиб на защите интересов Родины незадолго до премьеры картины, получив звание Героя России посмертно.

Фильм снимает розовые очки с тех, кто привык к голливудским боевикам и невероятным трюкам, которые невыполнимы в реальности. Он рассказывает о том, что современный бой – это бой профессионалов и технологий.

— И чем серьёзнее техническое оснащение, тем сильнее противник. Тут шапками не закидаешь — нужны новые решения. Нет сомнений, что решения уже найдены, нет сомнений, что мы победим. Но, просматривая этот фильм, я понял, насколько же это сейчас трудно! — рассказывает журналист Алексей Карпов.

120-мм минометы, 122-мм гаубица Д-30, танк Т-72Б, БМП-1, 152-мм гаубица «Мста-Б», РСЗО «Ураган», самоходный миномет 240-мм 2С4 «Тюльпан», штурмовик Су-25, квадрокоптеры и кадры со спутника – бои ведутся с применением самой разной техники, которая необходима бойцам, как воздух.

Концовка становится единственным эпизодом, где создатели отошли от постоянного увеличения применяемых калибров. Так что главный герой выясняет отношения с противником не с помощью ещё большей пушки, а врукопашную. И здесь авторы картины, стремясь показать, насколько соперники похожи друг на друга, вставляют потрясающий эпизод. На резко брошенную в смертельной драке фразу «Мой дед Берлин брал!», противник дерзко отвечает, что и его предок победной поступью прошёл по столице Германии. Эта сцена раскрывает и бешеную волю к победе, и волевой характер тех, кого не пугает чужая и своя кровь. Однако финальный аккорд играет всё-таки самолёт, который обрушивает лавину огня на ту точку, ради которой и велось сражение за высотку. Так что последняя схватка по факту последней не становится, впереди новые сражения.