Галерист Ильдар Узбеков: Исторические ценности похищались в 2018 году и в Европе
«Российская газета» обратилась к меценату и совладельцу арт-галереи в Лондоне Ильдару Узбеков с просьбой дать комментарии по поводу нашумевшего похищения картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи.
Отвечая на вопрос по поводу вероятности подобных инцидентов в музеях в странах Западной Европы, Ильдар Узбеков упомянул о нескольких случаях аналогичного характера, которые произошли в европейских культурных учреждениях в минувшем году.
Так, в ноябре прошлого года злоумышленник, личность которого полицейским до сих пор не удалось установить, похитил картину Пьера Огюста Ренуара из галереи венского аукционного дома Dorotheum. В данном случае события развивались по той же схеме, которая была применена преступником, решившим «навестить» Третьяковскую галерею. Злоумышленник просто снял картину со стены и растворился в толпе.
В июле минувшего года похожего рода происшествие было зафиксировано в Швеции. Стоит отметить, что в данном случае кража была совершена не из картинной галерее или музея. В соборе, расположенном в городе Стренгнес, преступники, которые рассматривают искусство и древние реликвии исключительно с прагматической точки зрения, украли корону короля Карла IX, корону королевы Кристины, а также прочие символы шведской монархии. Ситуация в данном случае вышла практически кинематографическая. Воры запрыгнули в поджидавший их катер и скрылись в неизвестном направлении с реликвиями, ценность которых можно назвать неизмеримой и неоценимой.
Также в апреле прошлого года во Франции была похищена одна из главных реликвий Бретани, которой является золотой контейнер. Но ценность в данном случае заключается не том, что указанный предмет был изготовлен из дорогостоящего материала. Дело в том, что в украденном контейнере хранится сердце Анны Бретонской.
«Все музейные собрания оцифрованы и находятся в открытом доступе. Ещё несколько лет назад я тоже так считал. Есть расхожее мнение, что ворованные произведения искусства покупают сумасшедшие коллекционеры и тайно любуются ими в своих подвалах в полном одиночестве. Но такие больные коллекционеры, видимо, существуют, как и существует, надо полагать, черный рынок ворованных предметов искусства. Однако есть и другие покупатели и вполне легальные, например, страховые компании», - заявил Ильдар Убеков, отвечая на вопрос по поводу адекватности подобных преступлений, поскольку известные реликвии крайне тяжело продать.
Также меценат отметил, что очень часто желание быть владельцем дорогостоящей вещи перерастает в самую настоящую болезнь.
Помимо этого, Ильдар Узбеков рассказал, что очень часто страховщики вынуждены идти на сделку с преступниками, которые сами выходят с ними на связь и требуют от них часть стразовой стоимости в обмен на украденный экспонат. В противном случае злоумышленники угрожают уничтожить похищенное. В большинстве случаев подобные противозаконные договоренности дают о себе знать новостями о том, что в каком-то весьма неожиданном месте была найдена украденная реликвия.
Комментируя версию о том, что картина Куинджи давно могла быть заменена на копию и попытка воровства должна была скрыть другое воровство, совершенное ранее, Ильдар Узбеков заявил: «Этот сценарий, по-моему, уже был обыгран в гайдаевском фильме «Операция Ы», где герои должны были имитировать ограбление базы, которая была уже разворована. Как видите, ничто не ново под Луной».
Ильдар Узбеков также отметил, что для Третьяковской галереи рассматриваемое происшествие может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Конкуренты руководства учреждения будут использовать данную кражу в качестве своего рода наглядного подтверждения его профессиональной некомпетентности. В то же время происшествие должно поспособствовать привлечению средств для усиления охраны музея.