Ученые установили местоположение центра опознавания речи в головном мозге

Ученые установили местоположение центра опознавания речи в головном мозге

Нейрофизиологи уже давно составили подробную карту головного мозга человека. Известно, какие области и участки отвечают за моторику, запоминание, образность мышления, слух и речевые функции и т.д. Недавно группа американских исследователей под руководством Тобиаса Овераса из Нью-Йоркского университета и Йоша МакДермота из Массачусетского технологического института
внесла уточняющий штрих - они установили дислокацию центра опознавания речи. Имеется в виду именно функция, позволяющая людям отличать человеческую речь от других звуков или простого "белого шума" - даже если сам этот язык им совершенно не понятен. Место дислокации этого центра = верхняя височная борозда.

В опыте нейрофизиологи исследовали реакции мозга добровольцев на разные звуки, начиная от собачьего лая и заканчивая взрывами фейерверков. Часть звуков моделировала речевые сигналы или была настоящей речью, но на непонятном для испытуемых языке. В качестве таких речевых сигналов выступали специальным образом перемешанные фрагменты на немецком языке, которого не знал ни один из 33 англоязычных участников эксперимента. При этом проводилось МРТ-сканирование головного мозга, чтобы отслеживать изменения в мозговой активности испытуемых.

Оказалось, что звуки человеческой речи вызывали активность верхней височной борозды, остальные же – возбуждали близкорасположенные к ней участки слуховой коры височной доли.
Активность верхней височной борозды зависела также от того, какой длины фрагмент слышал испытуемый: на длинные фрагменты (продолжительностью 500 микросекунд) смоделированных компьютером речевых сигналов мозг реагировал точно также как и на настоящую человеческую речь, а если смоделированный фрагмент был короче 500 мс, то реакции могло и не последовать - то есть, испытуемые не всегда не опознавали в коротком речевом сигнале от компьютера человеческий речевой сигнал. Другими словами, если "механический голос" был слишком кратковременным, он воспринимался как шум. А "живой" человеческий звук воспринимался всегда именно как слово.
Ученые предполагают, что их открытие поможет узнать, как именно человек обрабатывает и понимает речь, а также как происходит усвоение языка ребенком. Ведь первая задача, которую при этом приходится решать младенцу - это понять, что перед ним осмысленная речь, а не бессмысленный шум.

Результаты исследования опубликованы в журнале "Nature Neuroscience"